Анюта
Вышедший на экран в 1982 году, телебалет «Анюта» встретил редкий для этого жанра успех у публики, который вскоре был подкреплён и профессиональными наградами. В том же году фильм был удостоен приза «Интервидения» на международном фестивале телефильмов «Злата Прага», а в 1984-м — Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Благодаря этому беспрецедентному успеху ход вещей поменял традиционный порядок: обычно экранизировались успешные спектакли, а тут проложила себе дорогу на сцену удачная «экранизация». Мировая премьера балета «Анюта» состоялась в Неаполе в театре Сан-Карло 21 января 1986 года, а менее чем через полгода, 31 мая, премьера прошла и на сцене Большого театра.
Для того, чтобы подобная «трансформация» стала возможна, над балетом была проделана большая дополнительная работа. Сценическая «полнометражная» версия получила дополнительную музыку, а вместе с ней – и новые сцены, и новых «лиц». Трудно поверить, что музыка фильма-балета, как и его сценической версии была собрана из разрозненных произведений композитора Валерия Гаврилина и оркестрована в единую партитуру – настолько ее звучание неразрывно с визуальным рядом постановки.
Монотонная повседневность жизни маленького провинциального городка, запечатлённого в чеховском рассказе, мастерски передана в пластических образах, созданных для кордебалета, вобравшего в себя эпизодических персонажей, наделённых характерными чертами и отмеченных яркой актёрской индивидуальностью.
Но в самой полной мере свои актёрские дарования получили возможность проявить исполнители ведущих партий: главная героиня, полная живой женской прелести, в которой искренность и лукавство, простодушие и беспечность — Екатерина Максимова, трогательно беззащитный Петр Леонтьевич, её отец, — Владимир Васильев, «винтик» механизированной государственной машины, чиновник-«домостроевец» и отчаянный лизоблюд и подхалим, муж Анюты Модест Алексеевич — Гали Абайдулов (Сан-Карло), Михаил Цивин (Большой театр), лихой дамский угодник Артынов — Михаил Лавровский и «себе на уме» Его сиятельство — Александр Грещенко (Большой).
В круг главных персонажей и на экране, и на сцене Владимир Васильев ввел отсутствующий в рассказе Чехова образ Студента – лирического героя, с которым героиню связывало подлинное чувство, и который обеспечивал присутствие такого важного компонента балетной постановки, как любовное адажио. Уже в самой фактуре гаврилинской музыки, точно переданной хореографически балетмейстером, есть удивительно трепетное парение над землей, целомудренность и томление чувств с оттенком светлой печали. На премьере в Большом партию Студента танцевал Валерий Анисимов.
При этом образ «Анны на шее» – ордена, который вожделеет Модест Алексеевич, разумеется, фигурирует в оформлении спектакля. В гипертрофированном виде, гигантского размера, с живой, воплотившейся в «реальную» Анюту Анной. Этот орден, как и затейливые провинциальные интерьеры, и безыскусные среднерусские пейзажи создала известный петербургский художник Белла Маневич (1922– 2002), ранее работавшая преимущественно в кино. К тому моменту, когда А. Белинский пригласил её в команду постановщиков телебалета, у неё в активе были десятки фильмов, в том числе и снятых по произведениям Чехова. Как правило, она работала в тандеме с мужем, Исааком Капланом. Случай «Анюты» стал исключением и первым опытом работы над экранным, а затем и перенесённым на сцену балетом.
Подробная разработка характеров персонажей, их индивидуальный хореографический язык, придуманный В. Васильевым, нашёл адекватное воплощение как в простоте, лиризме, стремительности и одновременно глубине музыки «современного Мусоргского» — Валерия Гаврилина (определение Г. Свиридова).
«Анюта» обошла сцены множества городов России (и не только). В Большом театре в постановочную команду балета при его капитальном возобновлении вступил художник Виктор Вольский, который, бережно сохранив дух оригинала Беллы Маневич, внес свой авторский вклад, обогативший палитру спектакля свежими красками и решениями. Немаловажную лепту в создание облика постановки теперь вносят и видеопроекции (Алексей Хорошев).
За те десятилетия, что балет шел на сцене Большого театра, он познакомил публику с великолепным сонмом Анют, Сиятельств, Модестов и Петров Леонтьевичей. Спектакль был искренне любим не только зрителями, но и артистами, всегда охотно вводившимися в него.
Купить билет